Постановление о больных сахарным диабетом

Постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1171
«О федеральной целевой программе «Сахарный диабет»

Постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2001 г. N 790 настоящее постановление признано утратившим силу

См. подпрограмму «Сахарный диабет» к Федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 — 2006 годы)», утвержденной вышеназванным постановлением

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 676 «О мерах государственной поддержки лиц, больных сахарным диабетом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 20, ст. 2333) и в целях комплексного решения проблем, связанных с сахарным диабетом, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу «Сахарный диабет» (далее именуется — Программа), внесенную Министерством экономики Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

О ходе реализации Федеральной целевой программы «Сахарный диабет см. решение коллегии Минздрава РФ от 20 февраля 2001 г.

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство здравоохранения Российской Федерации.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации:

включить Программу в перечень федеральных целевых программ;

предусматривать ежегодно, начиная с 1997 года, при формировании прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и проектов федерального бюджета выделение средств в объемах, необходимых для реализации Программы.

4. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации проработать и согласовать с заинтересованными сторонами решение вопросов долевого финансирования Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

5. Федеральной службе России по телевидению и радиовещанию регулярно освещать в средствах массовой информации ход реализации Программы.

6. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить мероприятия, направленные на оказание помощи лицам, больным сахарным диабетом, а также на обеспечение их высококачественными сахароснижающими препаратами и диетическими продуктами.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Федеральная целевая программа «Сахарный диабет»
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1171)

См. подпрограмму «Сахарный диабет» к Федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 — 2006 годы)», утвержденную постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2001 г. N 790

Паспорт
федеральной целевой программы «Сахарный диабет»

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

Федеральная целевая программа «Сахарный диабет» (далее именуется Программа) разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 676 «О мерах государственной поддержки лиц, больных сахарным диабетом» и постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1996 г. N 647 «О мерах государственной поддержки лиц, страдающих сахарным диабетом».

Сахарный диабет — одно из наиболее распространенных заболеваний в промышленно развитых странах, где им больны до 4 — 5 процентов всего населения, и является острейшей медико-социальной проблемой.

В Российской Федерации зарегистрировано около 2 млн. человек больных сахарным диабетом, в том числе 260 тыс. инсулинзависимых. Однако по результатам эпидемиологических исследований количество больных достигает 8 млн. человек.

Основной причиной ранней инвалидизации и летальности являются сосудистые осложнения сахарного диабета. Среди больных сахарным диабетом смертность от болезней сердца и инсульта наблюдается в 2 — 3 раза, слепота в 10 раз, нефропатия в 12 — 15 раз, гангрена конечностей в 20 раз чаще, чем среди населения в целом.

В Российской Федерации отсутствует производство высококачественных инсулинов, пероральных сахароснижающих препаратов. На импорт препаратов инсулина ежегодно расходуется около 90 млн. долларов США.

Недостаточно производится средств индивидуального контроля за уровнем глюкозы в крови и моче (тест-полоски, глюкометры), без которых невозможны ранняя диагностика и эффективное лечение лиц, больных сахарным диабетом.

В настоящее время практически отсутствуют специализированные диабетологические отделения, а также специализированные центры по диагностике и лечению поздних осложнений, возникающих вследствие заболевания сахарным диабетом. Почти все регионы Российской Федерации испытывают резкий дефицит кадров эндокринологов-диабетологов и специально обученного среднего медицинского персонала.

Практически полностью отсутствует система реабилитации как для детей, больных сахарным диабетом (детские сады, пансионаты для матери и ребенка, санатории и другие), так и для взрослых.

Диета является основой комплексного лечения сахарного диабета. Между тем сахарозаменители и диетические продукты на их основе в России производятся в небольших объемах, а импорт продуктов питания не удовлетворяет потребность лиц, больных сахарным диабетом.

Методы санитарно-просветительной работы среди населения по вопросам профилактики сахарного диабета и его осложнений не дают значительных результатов. Необходимо внедрить современные методы работы с населением, используя средства массовой информации. Для решения комплекса вопросов, обеспечивающих высокое качество жизни миллионам граждан России, больных сахарным диабетом, требуется поддержка со стороны государства.

II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

Основные цели Программы — радикальное увеличение продолжительности и улучшение качества жизни путем обеспечения специализированной медицинской помощью лиц, больных сахарным диабетом, проведения профилактики сахарного диабета и его поздних осложнений с привлечением достаточных материально-технических ресурсов.

1. Организация диабетологической службы Российской Федерации

Для организации диабетологической службы создаются:

федеральный диабетологический центр;

диабетологические центры (отделения) субъектов Российской Федерации на базе имеющихся эндокринологических диспансеров или вновь организуемых отделений больниц с обязательным выделением профильных служб по лечению осложнений сахарного диабета, организацией школ по обучению лиц, больных сахарным диабетом, обеспечением диспансерного наблюдения женщин фертильного возраста, больных сахарным диабетом;

государственный регистр лиц, больных сахарным диабетом.

О совершенствовании работы по созданию региональной сети Государственного регистра больных сахарным диабетом см. приказ Минздрава РФ от 31 мая 2000 г. N 193

При этом обеспечивается:

сохранение кадрового потенциала, материальной, научной, лечебно-профилактических баз учреждений и организаций;

подготовка высококвалифицированных кадров диабетологической службы, в том числе для обеспечения функционирования государственного регистра, проведения эпидемиологических исследований и мониторинга лиц, больных сахарным диабетом, обучения больных, лечения поздних осложнений, возникающих вследствие заболевания сахарным диабетом, и медицинской реабилитации больных.

2. Организация системы профилактики сахарного диабета и его осложнений

В имеющихся и вновь создаваемых диабетологических центрах (отделениях) особое внимание обращается на формирование групп риска среди населения и организацию первичной профилактики сахарного диабета путем:

разработки адекватной профилактики осложнений и реабилитации больных сахарным диабетом, включая организацию школ обучения этих лиц, развитие санаторно-реабилитационных центров;

проведения санитарно-просветительной работы среди населения через средства массовой информации, имея в виду профилактику заболеваемости сахарным диабетом, а также оказание первой помощи при гипогликемической и гипергликемической комах.

3. Обеспечение современного эффективного лечения лиц, больных сахарным диабетом

При реализации этого направления особое внимание обращается на гарантированное обеспечение государством лиц, больных сахарным диабетом, высококачественными генно-инженерными и свиными монокомпонентными инсулинами, средствами их введения, таблетированными сахароснижающими препаратами, современными средствами выведения больных из тяжелых гипогликемических состояний.

4. Развитие отечественного производства лекарственных и диагностических средств, продуктов питания для лиц, больных сахарным диабетом

Предусматривается организовать производство отечественного генно-инженерного инсулина, пероральных сахароснижающих препаратов, средств индивидуального контроля гликемии, а также современных сахарозаменителей и на их основе диетических продуктов питания.

III. Система программных мероприятий

Программой предусмотрена разработка системы мероприятий по разделам: организация диабетологической службы, обеспечение лекарственными средствами и средствами контроля сахарного диабета (инсулинами, глибенкламидом, глюкометрами, тест-полосками и другими), профилактика сахарного диабета, развитие санаторно-реабилитационной помощи лицам, больным сахарным диабетом, научное обеспечение (фундаментальные и прикладные исследования), организация отечественного производства лекарственных средств, средств контроля сахарного диабета и предметов медицинского назначения, организация производства диетических продуктов питания.

Реализация Программы в части организации производства лекарственных средств, средств диагностики и медицинских изделий для лиц, больных сахарным диабетом, позволит создать около тысячи новых рабочих мест.

Учитывая, что планируемые производства создаются на действующих объектах, располагающих квалифицированным персоналом, переподготовки кадров не потребуется.

IV. Ресурсное обеспечение программы

Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и других источников. В качестве внебюджетных источников предусмотрены кредиты банков, средства инвесторов, а также предприятий и учреждений различных форм собственности, отчисления предприятий, заинтересованных в осуществлении Программы.

Объем финансирования мероприятий, направленных на организацию диабетологической службы, развитие лечебной базы, кадровое обеспечение, создание и обеспечение функционирования государственного регистра больных сахарным диабетом, организацию школ обучения больных сахарным диабетом, обеспечение лекарственными средствами и средствами контроля диабета, профилактику сахарного диабета, развитие санаторно-реабилитационной помощи больным сахарным диабетом, научное обеспечение, организацию отечественного производства сахароснижающих лекарственных препаратов, средств контроля диабета и предметов медицинского назначения, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и организации производства средств лечения и диагностики диабета и организацию производства диетических продуктов питания, в ценах 1996 года составит 13908,091 млрд. рублей, в том числе 5342,307 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета, 8135,384 млрд. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 430,4 млрд. рублей за счет внебюджетных источников (прилагается).

Объем ассигнований на 1997 год составляет 1848,92 млрд. рублей, в том числе 278,04 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета, 1354,58 млрд. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 216,3 млрд. рублей за счет внебюджетных источников.

Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке.

Объем ассигнований в 1997 году из федерального бюджета в размере 278,04 млрд. рублей складывается из рублевого эквивалента 30 млн. долларов США в счет долгов Индии бывшему СССР, 30,26 млрд. рублей дополнительных средств, выделяемых Министерством финансов Российской Федерации, и 97,789 млрд. рублей, выделяемых Министерству здравоохранения Российской Федерации на текущее содержание учреждений здравоохранения.

V. Механизм реализации программы

Ежегодно выделяемые бюджетные средства для реализации мероприятий Программы распределяются государственным заказчиком среди исполнителей на конкурсной основе посредством заключения государственных контрактов (договоров).

Государственный заказчик при необходимости может обращаться в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с ходатайством о предоставлении предприятиям и организациям, участвующим в реализации Программы, льготных кредитов, целевых дотаций или субсидий.

VI. Организация управления и контроль за ходом реализации программы

Управление реализацией Программы осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации ежегодно в установленном порядке направляют информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

VII. Оценка эффективности реализации Программы

Эффективность Программы оценивается исходя из показателей эффективности профилактических мероприятий и лечения лиц, больных сахарным диабетом. Ожидается, что количество дней временной нетрудоспособности сократится в 3 — 4 раза, потребность в госпитализации в связи с острыми осложнениями, возникающими вследствие заболевания сахарным диабетом, уменьшится в 4 — 5 раз, потребность в госпитализации по поводу сосудистых осложнений уменьшится на 30 процентов, в том числе по поводу ампутаций нижних конечностей на 33 процента, инфарктов миокарда на 50 процентов, ретинопатии и нефропатии на 30 процентов. Расходы на лечение больных в поликлиниках и стационарах сократятся в 2,7 — 3 раза, выплаты пособий по больничным листам уменьшатся в 1,5 — 2,5 раза. Ущерб, наносимый производству в связи с заболеваемостью рабочих и служащих, уменьшится в 1,75 — 2,5 раза. В результате снижения перинатальной смертности и частоты врожденных уродств в 1,5 — 2 раза уменьшатся расходы на лечение инвалидов с детства в 3 — 4 раза.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, поможет добиться результатов, рекомендуемых Всемирной организацией здравоохранения и Сант-Винсентской декларацией, в том числе:

уменьшения на 33 процента числа больных с поздними стадиями почечной недостаточности;

уменьшения на 33 процента числа больных со слепотой, развившейся вследствие диабетической ретинопатии;

уменьшения на 50 процентов числа ампутаций конечностей у больных сахарным диабетом;

обеспечения такого же уровня успешного исхода беременности у больных сахарным диабетом женщин, как и у здоровых женщин;

увеличения продолжительности активной жизни и снижения ранней инвалидизации лиц, больных сахарным диабетом.

к федеральной целевой программе

Объем финансирования мероприятий
федеральной целевой программы «Сахарный диабет»

Вот такой вопрос задал мне денис гуриков.

О мерах государственной медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и действием системы гарантированных государством правовых, медицинских, социальных, экономических и организационно-технических мер, обеспечивающих реализацию основных прав лиц, больных сахарным диабетом, на охрану их здоровья и создание необходимых условий жизнедеятельности; устанавливает цели и принципы государственной политики в интересах указанной категории лиц, обязательства государства по обеспечению реализации их прав, основные направления и организационные основы обеспечения этих прав в Российской Федерации.

Статья 2. Сфера приме 3 нения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства с установленным диагнозом «сахарный диабет», подтвержденным медицинским учреждением государственной или муниципальной систем здравоохранения.
Права иностранных граждан и лиц без гражданства, больных сахарным диабетом, временно проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, определяются международными договорами Российской Федерации.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) сахарный диабет — заболевание обмена веществ различной

этиологии, которое характеризуется хроническим повышением уровня сахара в

крови, возникающим в результате нарушения секреции или действия инсулина,

либо обоих факторов одновременно;

2) сахарный диабет 1 типа — заболевание, при котором поджелудочная

железа не вырабатывает собственного инсулина, вследствие чего требуются

ежедневные многократные инъекции инсулина;

сахарный диабет 2 типа — нарушение углеводного обмена, вызванное преимущественной инсулинорезистентностью и относительной инсулиновой недостаточностью;
гестационный сахарный диабет — сахарный диабет, развивающийся во время беременности;
другие типы сахарного диабета — генетически детерминированные формы сахарного диабета;
6) осложнения сахарного диабета — сосудистые осложнения сахарного

диабета, приводящие к стойкой утрате трудоспособности вследствие

нарушения зрения, поражения почек, печени, ампутации нижних конечностей;

средства самоконтроля — диагностические тест-полоски и приборы, обеспечивающие возможность самостоятельного определения уровня глюкозы крови, сахара и ацетона в моче;
средства введения инсулина — инсулиновые шприцы, шприц-ручки и иглы к ним, инсулиновые помпы и другие технические средства введения инсулина;
медико-социальная защита — система гарантированных государством правовых, медицинских, экономических и организационно-технических мер, а также мер социальной поддержки, обеспечивающих реализацию основных прав лиц, больных сахарным диабетом, на охрану их здоровья и создание необходимых условий их жизнедеятельности, реализуемых посредством создания и обеспечения действия государственной системы медико-социального обслуживания лиц, больных сахарным диабетом, в целях обеспечения указанным лицам условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений их жизнедеятельности, направленных на создание для них равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;
единый национальный минимум мер медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом, — утверждаемый ежегодно Правительством Российской Федерации перечень гарантированных государством мер медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом;
медико-социальное обслуживание — профилактическое, лечебно-диагностическое, реабилитационное, протезно-ортопедическое обслуживание, а также меры социального характера по уходу за лицами, больными сахарным диабетом, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Статья 4. Цели государственной медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом

Целями государственной медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом, являются:

1) создание необходимых условий для их жизнедеятельности и охраны

2) поддержание необходимого социального уровня их

жизнедеятельности в любом возрасте;

3) устранение препятствий для наиболее полной интеграции в обществе, независимости, равноправия и самостоятельности.

Статья 5. Принципы реализации государственной медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом

Принципами реализации государственной медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом, являются:

1) гарантированное предоставление бесплатного минимального объема

доступность медико-социальной защиты независимо от места жительства или места пребывания;
ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений и организаций, должностных лиц за обеспечение прав лиц, больных сахарным диабетом;
обеспечение равных прав в области медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом, вне зависимости от пола, национальности, социального происхождения, социального и семейного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
государственная поддержка научных исследований в области прогнозирования и разработки новых методов профилактики, диагностики и лечения сахарного диабета.
Статья 6. Законодательство Российской Федерации о мерах государственной медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом

1. Законодательство о медико-социальной защите лиц, больных

сахарным диабетом, состоит из настоящего Федерального закона, других

законодательных и иных нормативных правовых актов Российской

Федерации, а также принятых в соответствии с ними законодательных и иных

нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, прямо или косвенно касающиеся вопросов медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. В случае возникновения разногласий действуют нормы настоящего Федерального закона.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные нормы, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются нормы международного договора.
Глава 2. Государственная политика в области медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом

Статья 7. Основы государственной политики в области медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом

Заболевание сахарным диабетом признается государством серьезной проблемой в жизни человека и общества и является основанием возникновения государственных обязательств в области медико-социальной защиты.
Государственная политика в области медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом, является приоритетной областью деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и реализуется путем:
1) законодательного обеспечения прав указанной категории лиц;

государственной поддержки указанной категории лиц в целях обеспечения сохранения их жизни, защиты их прав, создания условий для их полноценной жизни в обществе;
установления и соблюдения государственных стандартов оказания медицинских и социальных услуг лицам, больным сахарным диабетом;
4) государственной поддержки органов местного самоуправления,

общественных объединений и иных организаций, осуществляющих

деятельность по защите прав и законных интересов лиц, больных сахарным

5) установления ответственности органов государственной власти и

местного самоуправления, учреждений и организаций, должностных лиц за

нарушение установленных законодательством прав и законных интересов лиц,

больных сахарным диабетом.

Статья 8. Реализация государственной политики в области медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом на федеральном уровне

Реализация государственной политики в сфере медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом, на федеральном уровне осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации.
К ведению указанного в части 1 настоящей статьи уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации, относятся:
определение государственной федеральной политики в области медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом, приоритетных направлений деятельности по обеспечению их прав и законных интересов, охране их здоровья;
осуществление межотраслевой и межрегиональной координации деятельности по формированию и проведению государственной политики в сфере реализации прав лиц, больных сахарным диабетом;
разработка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов о медико-социальной защите лиц, больных сахарным диабетом, для представления их в Правительство Российской Федерации;
разработка и реализация по поручению Правительства Российской Федерации федеральных целевых программ в области профилактики и лечения сахарного диабета и его осложнений, определение государственных органов, учреждений и организаций, ответственных за исполнение предусмотренных такими программами мероприятий;
5) внесение в Министерство финансов Российской Федерации

предложений по формированию федерального бюджета по расходам на медико-

социальную защиту лиц, больных сахарным диабетом;

утверждение штатных нормативов специалистов диабетологической службы с учетом затрат времени на проведение обучения больных основам компенсации диабета и ведение государственного регистра лиц, больных сахарным диабетом;
установление единой системы и порядка ведения государственного регистра лиц, больных сахарным диабетом, в том числе несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, и организация на основе этой системы статистического наблюдения за их социально-экономическим положением и демографическим составом;
8) осуществление функций распорядителя бюджетных средств,

направленных на финансирование федеральных мероприятий по реализации

федеральной политики в области медико-социальной защиты лиц, больных

сахарным диабетом, за счет средств федерального бюджета;

9) определение перечня предоставляемых больным сахарным диабетом

бесплатно лекарственных препаратов и средств самоконтроля, а также перечня

лекарственных препаратов с регулируемыми ценами.

Статья 9. Реализация государственной политики в области медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом, на уровне субъектов Российской Федерации

1. К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом, относятся:

реализация государственной политики в отношении лиц, больных сахарным диабетом, на территориях субъектов Российской Федерации;
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о медико-социальной защите лиц, больных сахарным диабетом и контроль за их исполнением;
определение приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении лиц, больных сахарным диабетом, на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня их социально-экономического развития;
участие в реализации федеральных программ в области профилактики и лечения сахарного диабета и его осложнений, разработка и финансирование региональных программ в указанной области;
5) утверждение и финансирование мероприятий по осуществлению

медико-социального обслуживания и лекарственного обеспечения лиц,

больных сахарным диабетом, осуществляемых на территориях субъектов

Российской Федерации (за исключением обслуживания, осуществляемого

федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень

которых утверждается Правительством Российской Федерации), с учетом

социально-экономических и иных особенностей региона в пределах не менее

единого национального минимума мер медико-социальной защиты;

6) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части

расходов на медико-социальную защиту лиц, больных сахарным диабетом.

2. Уполномоченным государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за непосредственную организацию и координацию осуществления мер в области медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом, является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения.

Глава 3. Права и обязанности лиц, больных сахарным диабетом

Статья 10. Основные права лиц, больных сахарным диабетом

1. Лицам, больным сахарным диабетом, с момента постановки указанным

в статье 2 настоящего Федерального закона медицинским учреждением

диагноза о наличии данного заболевания, принадлежат и гарантируются

государством права на охрану здоровья в соответствии с Конституцией

Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами

международного права, международными договорами Российской Федерации,

настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми

актами Российской Федерации.

2. К числу основных прав лиц, больных сахарным диабетом, относятся:

1) право на оказание бесплатных квалифицированных медицинских услуг

первичной медико-санитарной, скорой, неотложной, специализированной,

включая высокотехнологичную, медицинской помощи, профилактику

осложнений сахарного диабета;

2) доступность схем лечения диабета, включая право на бесплатное

обеспечение лекарственными препаратами, средствами самоконтроля,

средствами введения инсулина, средствами дезинфекции кожи перед введением

инсулина в пределах, установленных единым национальным минимумом мер

обучение основам компенсации диабета;
конфиденциальность информации о заболевании сахарным диабетом и его осложнениях, иной информации личного характера, ставшей известной работнику медико-социальной службы при оказании медико-социальных услуг;
5) возможность получения образования и профессиональной подготовки;

6) обеспечение равных условий и возможностей самореализации для всех

лиц, больных сахарным диабетом, включая несовершеннолетних в возрасте до

18 лет, лиц трудоспособного возраста и пожилых людей;

7) выбор организации и формы медико-социального обслуживания;

При диабете любого типа пациенты эндокринологов нуждаются в дорогостоящих медикаментах и различных лечебных процедурах. Учитывая резкий рост заболеваемости, государство предпринимает различные меры поддержки больных. Льготы для диабетиков позволяют получать необходимые медикаменты, а также проходить бесплатное лечение в профилактории. О возможности получения соцобеспечения проинформирован не каждый больной.

Все ли диабетики имеют право на льготы? Обязательно ли для их получения оформлять инвалидность? Поговорим об этом далее.

Какие льготы положены больным сахарным диабетом

Статус диабетиков в России — довольно спорный вопрос, который ко всему прочему редко упоминается в СМИ и на приеме у эндокринолога.

Однако любой больной, вне зависимости от степени тяжести заболевания, его типа, или наличия инвалидности, имеет право на льготы для диабетиков.

К ним относятся:

Для прохождения исследований в диагностическом центре больной освобождается от учебы или работы в установленном законом порядке на указанный период времени. Помимо исследования печени и щитовидной железы, диабетик может получить направление на диагностику нервной системы, сердечно-сосудистой системы, органов зрения.

Посещение всех специалистов и сдача анализов совершенно бесплатны для больного, а все результаты направляются его лечащему врачу.

Примером подобного диагностического центра может служить Эндокринологический центр медицинской академии в Москве, расположенный в районе стации метро Академическая.

Кроме указанных социальных мер поддержки, больные имеют право на дополнительные льготы, характер которых зависит от типа заболевания и степени его тяжести.

Льготы для больных с сахарным диабетом 1 типа

Для инсулинозависимых больных разработан специальный комплекс медицинской поддержки, включающий:

  1. Обеспечение медикаментами, предназначенными для терапии диабета и его последствий.
  2. Медицинские принадлежности для инъекций, измерения уровня сахара и прочих процедур. Рассчитываются расходные материалы таким образом, чтобы больной мог провести анализ на инсулин не менее 3 раз в день.

Больные, которые не в состоянии справляться с заболеванием самостоятельно, могут рассчитывать на помощь социального работника. Его задача — обслуживать пациента на дому.

Зачастую инсулинозависимый диабет приводит к инвалидности, поэтому диабетики 1 типа получают право всех доступных льгот для данного статуса.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Льготы при сахарном диабете 2 типа

Для больных диабетом 2 типа предусмотрены такие льготы:

  1. Восстановление в санаториях.Пациенты эндокринолога могут рассчитывать на социальную реабилитацию. Так, больные получают возможность обучения, смены профессиональной ориентации. С помощью мер региональной поддержки диабетики второго типа занимаются спортом и проходят оздоровительные курсы в санаториях. Получить путевку в санаторий можно и без наличия присвоенной инвалидности. Кроме бесплатной путевки диабетикам компенсируют расходы на:
    • дорогу;
    • питание.
  2. Бесплатные лекарства для лечения осложнений от диабета. Больному могут быть выписаны следующие виды лекарственных препаратов: 1. Фосфолипиды (препараты, поддерживающие нормальное функционирование печени).2. Средства, помогающие работе поджелудочной железы (Панкреатин).3. Витамины и витаминно-минеральные комплексы (таблетки или растворы для инъекций).4. Лекарства для восстановления нарушенных обменных процессов (препараты подбираются индивидуально лечащим врачом из списка бесплатных медикаментов).

5. Тромболитические препараты (средства для снижения свертываемости крови) в таблетках и инъекциях.

6. Сердечные лекарства ( необходимые для нормализации работы сердца).

8. Средства для лечения гипертонии.

Дополнительно больным могут быть назначены и другие препараты (антигистаминные, противомикробные и др.), необходимые для лечения осложнений от диабета.

Кроме сахароснижающих препаратов диабетчикам положены дополнительные лекарства.

Больные диабетом 2 типа не нуждаются в инсулине, однако имеют право на получение глюкометра и тест-полосок. Количество тест-полосок зависит от того, пользуется ли больной инсулином или нет:

  • для зависимых от инсулина положено 3 тест-полоски ежедневно;
  • если больной не применяет инсулин — 1 тест-полоска ежедневно.

Больным, использующим инсулин, выделяют инъекционные шприцы в количестве, необходимом для ежедневного введения лекарства.

Кто имеет право на инвалидность при диабете

Поговорим о льготах, положенных диабетикам как инвалидам.

Чтобы получить статус инвалидности, придется обратиться в специализированное бюро медицинской экспертизы, подчиняющееся Минздраву. Направление в бюро выписывает эндокринолог. И хотя лечащий врач не вправе отказать пациенту в подобной услуге, если по каким-то причинам он все же этого не сделал, больной может направиться в комиссию самостоятельно.

По общим правилам ,установленным министерство здравоохранения, инвалидность бывает 3 групп, различающихся степенью тяжести недуга.

Рассмотрим эти группы применительно к сахарному диабету.

  1. Инвалидность 1 группы присваивается пациентам, которые по причине диабета полностью или частично лишились зрения, имеют тяжелые поражения сердечно-сосудистой системы, страдают от расстройств нервной системы, имеют патологии коры головного мозга. К этой категории приписывают пациентов, которые неоднократно впадали в коматозные состояния. Также к 1-ой группе относят больных, не способных обходиться без помощи сиделки.
  2. Эти же осложнения с менее выраженными признаками позволяют приписать больного ко 2-ой категории инвалидности.
  3. 3 категория присваивается больным с умеренно или слабо выраженными симптомами заболевания.

Решение о присвоении категории комиссия оставляет за собой. Основанием для решения выступает история болезни пациента, в которую входят результаты исследований и прочие медицинские документы.

В случае несогласия с заключением бюро, больной вправе обратиться в судебные органы для обжалования решения.

Статус инвалидности позволяет диабетикам получать социальное пособие по инвалидности. Пособие по своей сути является нетрудовой пенсией, правила ее получения, и размеры выплат определены соответствующим Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Скачать для просмотра и печати

Льготы для инвалидов

Больные диабетом при получении инвалидности имеют право на общие льготы, предназначенные для всех инвалидов вне зависимости от причин их статуса.

Какие меры поддержки предоставляет государство:

  1. Мероприятия по восстановлению здоровья.
  2. Помощь квалифицированных специалистов.
  3. Информационная поддержка.
  4. Создание условий для социальной адаптации, обеспечение образованием и работой.
  5. Скидки на жилищно-коммунальные услуги.
  6. Дополнительные денежные выплаты.

Льготы детям с сахарным диабетом

В особую категорию больных выделяют детей с диагнозом «диабет». Болезнь сказывается на маленьком организме особенно сильно, и при инсулинозависимом типе диабета ребенку устанавливают инвалидность. Родителям важно быть проинформированными о льготах от государства, позволяющим сократить расходы на лечение и реабилитацию больного ребенка.

Детям-инвалидам предоставляются следущие привилегии:

Родители больного ребенка в возрасте до 14 лет получают денежные выплаты в размере среднего заработка.

Родители или опекуны ребенка имеют право на сокращение рабочих часов и получение дополнительных выходных. Пенсия по старости для этих лиц предоставляется досрочно.

Как получить льготы

Льготы диабетикам предоставляются исполнительными органами при предъявлении больным специального документа. Документ, позволяющий получать поддержку от государства, выдается пациенту эндокринолога или его представителю в центре диабетологии по месту фактического проживания.

Как получить медикаменты

Рецепт на бесплатные медикаменты выписывает врач-эндокринолог.

Чтобы получить рецепт, больному приходится дожидаться результатов всех анализов, необходимых для установления точного диагноза. На основе проведенных исследований врач составляет график приема лекарств, определяет дозировку.

В государственной аптеке больному выдают лекарства строго в тех количествах, которые прописаны в рецепте.

Как правило, медикаментов хватает на месяц и более, после чего пациенту вновь приходится обращаться к врачу.

Эндокринолог не вправе отказаться выписывать рецепт, если у больного в карточке значится диагноз «диабет». Если подобное все же произошло, следует обратиться к главному врачу клиники или к специалистам отдела здравоохранения.

Право на прочие формы поддержки, будь то лекарства или оборудование для измерения уровня сахара, остаются за пациентом эндокринолога. Данные меры имеют законные основания в виде Постановления Правительства РФ от 30.07.94 № 890 и Письма Минздрава № 489-ВС.

Перечисленные законодательные акты устанавливают за учреждениями здравоохранения обеспечивать лекарственными средствами и медицинскими изделиями нуждающихся больных.

Скачать для просмотра и печати

Отказ от льгот

Предполагается, что в случае отказа от полного социального обеспечения, больные диабетом получают право на финансовую поддержку от государства. В частности, речь идет о материальной компенсации неиспользованных путевок в санатории.

На практике сумма выплат не идет в сравнении со стоимостью отдыха, поэтому отказываться от льгот стоит лишь в исключительных случаях. Например, когда поездка не представляется возможной.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Источники: http://base.garant.ru/1548882/, http://moidiabet.ru/blog/federalnii-zakon-rf-o-diabete-hot-gde-nibud-on-deistvuet, http://lgoty-vsem.ru/lgoty/lgoty-dlya-bolnyh-saharnym-diabetom.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *